Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад х.Николаев
Вторник, 19.03.2024, 08:44
Приветствую Вас, Гость

      Качество и организация питания

                                                                                           Организация питания в ДОУ.

Коротко об организации питания детей в МБДОУ детский сад х.Николаев

Организация питания  в  дошкольной  образовательной  организации

В дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется организации рационального питания дошкольников, т.к. именно эта составляющая оказывает благоприятное влияние на физическое и психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Продукты питания для организации питания воспитанников приобретаются в торгующих организациях при наличии разрешения служб санитарно-эпидемиологического надзора.

Контроль качества питания разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет бракеражная комиссия , медицинская сестра, а также руководитель детского сада.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдение режима питания в детском саду организовано 4- х разовое питание детей:

  1. Завтрак
  2. Второй завтрак
  3. Обед
  4. Полдник

Продукты, включенные в питание разнообразны:

  • Различные крупы;
  • Из овощей: капуста, лук, морковь, свекла, картофель, огурцы, помидоры;
  • Мясная продукция: куры, мякоть говядины;
  • Рыба морская: горбуша. минтай
  • Молочная продукция: творог, молоко. сметана
  • Разные виды напитков: компоты , соки в ассортименте, витаминные напитки из изюма, шиповника
  • Фрукты: яблоки, бананы, груши

При составлении меню, руководствуемся разработанным и утвержденным 10- дневным меню.

В МБДОУ имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдержать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд. Ежедневно проводится бракераж пищи. Режим приема пищи составлен с учетом возрастных особенностей детей и проводится в группах.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.

Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболевания детей в течение 2016-2018 учебного года.

В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановки в группе.

Режим приема пищи составлен с учетом возрастных особенностей детей и проводится в группах.

Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными.  Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.

Выполнение всех организационно-технических мероприятий позволяет обеспечить полноценное сбалансированное питание воспитанников.

Родители (законные представители) воспитанников детского сада имеют возможность ознакомиться с ежедневным меню в разделе «Ежедневное меню»  в  приёмной  каждой  возрастной  группы.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад х.Николаев

Приказ от  01.09.2019г.                                                                                                             № _20 

О создании  бракеражной  комиссии на  2019-2020учебный год 

         В целях соблюдения технологии приготовления пищи и использования качественного ассортимента продуктов питания в  МБДОУ 

Приказываю: 1. Создать бракеражную комиссию в составе: Председатель:       Гамаюнова Т.С воспитатель
Члены комиссии:  А.Н.Крицкая– заведующий                           

 2. Привлекать  к  работе  бракеражной  комиссии   членов  родительской  общественности.

3. Работа бракеражной комиссии регламентируется «Положением о бракеражной комиссии МБДОУ

4. Председателю комиссии  разработать план  работы комиссии на 2017-2018учебный год
. 5.Членам  комиссии  ежедневно  заносить в контрольный журнал результаты органолептической оценки приготовленной пищи

6. Бракеражной  комиссии  2 раза в  год предоставлять  отчет о  результатах  проведенной  работы  на  Совете учреждения.

 7. Контроль исполнения приказа оставить за собой.                                                                

Заведующий                      А.Н.Крицкая

С приказом ознакомлены:   __________  Т.С.Гамаюнова

 

                                   

План работы бракеражной комиссии на 2017/2018календарный год

Мероприятия в детском саду

Сроки
выполнения

Ответственный

Проведение организационных совещаний

Один раз в квартал

Председатель комиссии

Контроль санитарного состояния транспорта при доставке продуктов

1 раз в месяц

Члены комиссии

Отслеживание составления меню в соответствии с нормами и калорийностью блюд

Ежедневно

Члены комиссии

Контроль сроков реализации продуктов

1 раз в месяц

Члены комиссии в присутствии заведующего хозяйством

Отслеживание технологии приготовления, закладки продуктов, выхода блюд

1–2 раза в неделю

Члены комиссии

Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока

Постоянно

Член комиссии (председатель)

Разъяснительная работа с педагогами

3 раза в год

Председатель комиссии

Работа с родителями (на общих родительских собраниях)

2 раза в год

Председатель комиссии

Отчет на Совете МБДОУ о проделанной работе комиссии

Декабрь, май

Председатель комиссии

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК МБДОУ

детский сад х.Николаев

Л.И.Скачкова

«16» января 2017

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

детский сад х.Николаев

.А. Н.Крицкая

«16» января 2017

Положение о бракеражной комиссии

в МБДОУ детский сад  х.Николаев

1. Общие положения

Основываясь на принципах единоначалия и коллегиальности управления образовательным учреждением, а также в соответствии с Уставом МБДОУ детского сада х. Николаев в целях осуществления контроля за правильной организацией питания детей, качеством доставляемых продуктов питания и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в МБДОУ  создается и действует Бракеражная комиссия.

Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется СанПиНами, сборниками рецептур, технологическими картами, ГОСТами.

Бракеражная комиссия работает в тесном контакте с администрацией, профсоюзным комитетом МБДОУ .

2. Управление и структура Бракеражной комиссии

Бракеражная комиссия создается приказом заведующего МБДОУ детского сада х.Николаев
Состав комиссии, сроки ее полномочий оговариваются в приказе заведующего.

Бракеражная комиссия состоит из 2 членов. В состав комиссии входят:

члены комиссии:

  • Гамаюнова Татьяна Сергеевна– воспитатель,
  • Крицкая Анна Николаевна– заведующий

 

3. Полномочия комиссии

Бракеражная комиссия:

- осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;


 — проверяет на пригодность складские и другие помещения, предназначенные для хранения продуктов питания, а также соблюдение правил и условий их хранения;


 — следит ежедневно за правильностью составления меню-раскладок;


 — контролирует организацию работы на пищеблоке;

- осуществляет контроль за сроками реализации продуктов питания и качества приготовления пищи;


 — проверяет соответствие пищи физиологическим потребностям детей и основных пищевых веществах;


 — следит и контролирует соблюдение правил личной гигиены работниками пищеблока;

- контролирует полноту вложения продуктов в котел, проверяют выход блюд;

- проводит органолептическую оценку готовой пищи, т.е. определение ее цвета и запаха, вкуса, консистенции, жесткости, сочности и т.д.;

- проверяет соответствие объемов приготовленного питания объему реализованных порций и количеству детей.

3. Содержание и формы работы.

3.1. Бракеражная комиссия в составе не менее трех представителей

ежедневно приходит на снятие бракеражной пробы за 30 минут до начала раздачи готовой пищи.


Предварительно комиссия должна ознакомиться с меню­ — требованием: в нем должны быть проставлены дата, количество детей, сотрудников, суточная проба, полное наименование блюда, выход порций, количество наименований, выданных продуктов. Меню должно быть утверждено заведующим, должны стоять подписи старшей медсестры, кладовщика, повара.

Бракеражную пробу берут из общего котла, предварительно перемешав тщательно пищу в котле. Бракераж начинают с блюд, имеющих слабовыраженный запах и вкус (супы и т.п.), а затем дегустируют те блюда, вкус и запах которых выражены отчетливее, сладкие блюда дегустируются в последнюю очередь.

3.2. Результаты бракеражной пробы заносятся в Журнал контроля за рационом питания и приемки (бракеража) готовой кулинарной продукции. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью: хранится у старшей медсестры.

3.3. Органолептическая оценка дается на каждое блюдо отдельно (температура, внешний вид, запах, вкус; готовность и доброкачественность).

3.4. Оценка «отлично» дается таким блюдам и кулинарным изделиям, которые соответствуют по вкусу, цвету и запаху, внешнему виду и консистенции, утвержденной рецептуре и другим показателям, предусмотренным требованиями.

3.5. Оценка «хорошо» дается блюдам и кулинарным изделиям в том случае, если в технологии приготовления пищи были допущены незначительные нарушения, не приведшие к ухудшению вкусовых качеств, а внешний вид блюда соответствует требованиям.

3.6. Оценка «удовлетворительно» дается блюдам и кулинарным изделиям в том случае, если в технологии приготовления пищи были допущены незначительные нарушения, приведшие к ухудшению вкусовых качеств (недосолено, пересолено).

3.7. Оценка «неудовлетворительно» дается блюдам и кулинарным изделиям, имеющим следующие недостатки: посторонний, не свойственный изделиям вкус и запах, резко пересоленные, резко кислые, горькие, недоваренные, недожаренные, подгорелые, утратившие свою форму, имеющие несвойственную консистенцию или другие признаки, портящие блюда и изделия.

Такое блюдо не допускается к раздаче, и Бракеражная комиссия ставит свои подписи напротив выставленной оценки под записью «К раздаче не допускаю».

3.8. Оценка качества блюд и кулинарных изделий заносится в журнал установленной формы и оформляется подписями всех членов бракеражной комиссии.

3.9. Оценка качества блюд и кулинарных изделий «удовлетворительно», «неудовлетворительно», данная бракеражной комиссией или другими проверяющими лицами, обсуждается на аппаратном совещании при заведующем. Лица, виновные в неудовлетворительном приготовлении блюд и кулинарных изделий, привлекаются к материальной и другой ответственности.
3.10. Бракеражная комиссия проверяет наличие контрольного блюда и суточной пробы.

3.11. Бракеражная комиссия определяет фактический выход одной порции каждого блюда. Фактический объем первых блюд устанавливают путем деления емкости кастрюли или котла на количество выписанных порций. Для вычисления фактической массы одной порции каш, гарниров, салатов и т.п. взвешивают всю кастрюлю или котел, содержащий готовое блюдо, и после вычета массы тары делят на количество выписанных порций. Если объемы готового блюда слишком большие, допускается проверка вычисления фактической массы одной порции каш, гарниров, салатов и т.п. по тому же механизму при раздаче в групповую посуду.

3.12. Проверку порционных вторых блюд (котлеты, тефтели и т.п.) производят путем взвешивания пяти порций в отдельности с установлением равномерности распределения средней массы порции, а также установления массы 10 порций (изделий), которая не должна быть меньше должной (допускаются отклонения +3% от нормы выхода).
Для проведения бракеража необходимо иметь на пищеблоке весы, пищевой термометр, чайник с кипятком для ополаскивания приборов, две ложки, вилку, нож, тарелку с указанием веса на обратной стороне (вмещающую как 1 порцию блюда, так и 10 порций), линейку.

4. Оценка организации питания в МБДОУ.

Результаты проверки выхода блюд, их качество отражаются в бракеражном журнале и оцениваются по 4-х балльной системе. В случае выявления каких-либо нарушений, замечаний Бракеражная комиссия вправе приостановить выдачу готовой пищи на группы до принятия необходимых мер по устранению замечаний.

Замечания и нарушения, установленные комиссией в организации питания детей, заносятся в бракеражный журнал.

Администрация при установлении надбавок к должностным окладам работников, либо при премировании вправе учитывать данные критерии оценки в организации питания.

Администрация обязана содействовать деятельности бракеражной комиссии и принимать меры к устранению нарушений и замечаний, выявленных комиссией.

 

________________________________________

 
 

 

 Основа правильного питания  — это нормы, которые утверждены постановлением правительства РФ. 
Ребенок должен получать в день определенное количество мяса, масла, молока, фруктов и так далее. В нашем детском саду разработано и утверждено 10-дневное меню. Составлены технологические карты приготовления блюд. Ежедневно ведется бракеражный журнал, где фиксируются основные показатели: что каждый день дети получают на завтрак, на обед, на полдник, объем и  качество.

      Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

      Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Качество продуктов проверяется   старшей медицинской сестрой. Не допускаются к приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.

     В детском саду осуществляется сбалансированное четырехразовое питание  в соответствии с  возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.

Потребление каждого вида продукта должно соответствовать норме СанПиН 2.4.1. 3049-13

Нормы питания детей в дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста детей

в г, мл, брутто2

в г, мл, нетто

1-3 года

3-7 лет

1-3 года

3-7 лет

Молоко с м.д.ж. 2,5-3,2%, в т.ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5-3,2%3

390

450

 

390

 

450

Творог, творожные изделия для детского питания с м.д.ж. не более 9% и кислотностью не более 1500Т

30

40

 

30

 

40

Сметана с м.д.ж. не более 15%

9

11

9

11

Сыр неострых сортов твердый и мягкий

4,3

6,4

4

6

Мясо (говядина 1 кат. бескостная/говядина 1 кат. на костях)4

55/68

60,5/75

 

50

 

55

Птица (куры 1 кат потр./цыплята-бройлеры 1 кат потр./индейка 1 кат потр.)4

23/23/22

27/27/26

20

24

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое4

37

39

32

37

Колбасные изделия для питания дошкольников

5

7

4,9

6,9

Яйцо куриное диетическое

0,5 шт.

0,6 шт.

20

24

Картофель: с 01.09 по 31.10

160

187

 120

 140

                    с 31.10 по 31.12

172

200

120

140

                    с 31.12 по 28.02

185

215

120

140

                    с 29.02 по 01.09

200

234

120

140

Овощи, зелень4

256

325

205

  260

Фрукты (плоды) свежие4

108

114

95

 100

Фрукты (плоды) сухие

9

11

9

  11

Соки фруктовые (овощные)

100

100

100

100

Напитки витаминизированные (готовый напиток)

-

50

-

50

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

40

50

40

50

Хлеб пшеничный или хлеб зерновой

70

100

70

100

Крупы (злаки), бобовые

30

43

30

43

Макаронные изделия группы А

8

12

8

12

Мука пшеничная хлебопекарная

25

29

25

29

Мука картофельная (крахмал)

3

3

3

3

Масло коровье сладкосливочное

22

26

22

26

Масло растительное

9

11

9

11

Кондитерские изделия

7

20

7

20

Чай, включая фиточай

0,5

0,6

0,5

0,6

Какао-порошок

0,5

0,6

0,5

0,6

Кофейный напиток злаковый (суррогатный), в т.ч. из цикория

1,0

1,2

1,0

1,2

Дрожжи хлебопекарные

0,4

0,5

0.4

0,5

Сахар5

37

47

37

47

Соль пищевая поваренная

4

6

4

6

Один раз в десять дней медсестра контролирует  выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводится один раз в месяц, подсчитывается калорийность (количество белков, жиров, углеводов, витаминов). В весенне-зимний период проводится витаминизация пищи препаратами «Аскорбиновая кислота».

Готовая пища выдается только после снятия пробы  и соответствующей записи. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной  окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

     Пищеблок ДОУ оборудован моечными ваннами,  стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, электроплитой  с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды,   холодильниками .

В ДОУ имеется  кладовая  для хранения продуктов питания.

 

Одна из главных задач, решаемых в МБДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

 

В МБДОУ организовано  4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник), в соответствии с возрастом и технологическими картами согласно десятидневного меню.

 

Организации питания в МБДОУ уделяется особое внимание. Контроль за качеством питания разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляется  медицинскими сестрами.  Снабжение МБДОУ продуктами питания осуществляется поставщиками на основе муниципального контракта. Все продукты  сопровождаются сертификатами соответствия качества. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке МБДОУ, организация питания детей – в групповых помещениях.

http:/menju_novoe.docx

 

 

«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

(ДЛЯ ВАС: МАМЫ И ПАПЫ)

Здоровье и правильное развитие детей напрямую
связаны с характером питания. От того, насколько
оно сбалансировано по белковому, углеродному,
жировому, витаминному и минеральному составу,
зависит качество жизни, восприимчивость к заболеваниям.

Питание в детском саду: нормы и правила

 

Основа правильного питания в детских садах — это нормы, которые утверждены постановлением правительства РФ (Сан ПиН 2.4.1.2660-10). Причем для разных возрастных групп — нормы свои.
В нашем детском саду составлено примерное меню на 10 дней, с учётом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: для детей с 1-3 лет и для детей от 3 до 7 лет. Питание детей от 1 года до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных пищевых веществ, суточному объёму рациона и величине разовых порций.

Меню содержит информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приёму пищи, за каждый день и в целом за период его реализации. Так же соблюдено оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое составляет 1:1:4.Блюда в примерном меню составлены согласно сборника рецептур «Блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных организациях». Выпуск – 2011г.

Данный сборник является техническим документом для организации питания детей в детских образовательных, санаторно-курортных и лечебных учреждениях.
Ежедневно в меню вк